
Трамп угрожает Ирану бомбардировками, если страна откажется от новой ядерной сделки с США Тегеран уже пообещал «жесткий ответ». Но какой именно? И при чем тут Израиль?
Президент США Дональд Трамп угрожает Ирану масштабными бомбардировками, если Тегеран откажется от новой ядерной сделки. При этом американский президент утверждает, что предпочел бы заключить с Тегераном соглашение — США вышли из ядерной сделки с Ираном во время предыдущего срока Трампа. Вашингтон усиливает давление на власти Исламской Республики и уже наращивает присутствие авианосцев на Ближнем Востоке. На этой неделе, по словам Трампа, стороны проведут «очень большую встречу», чтобы обсудить возможность компромисса. Прежде Иран уклонялся от прямых переговоров, а духовный лидер страны Али Хаменеи заявлял, что в случае атаки США столкнутся с «жестким ответом». Но каким именно? «Медуза» рассказывает, к каким мерам может прибегнуть Исламская Республика — и почему под угрозой могут оказаться граждане США и Израиля по всему миру.
У Вашингтона есть два сценария атак по Ирану. Бомбардировки страны (а главное, двух ядерных объектов в Натанзе и Фордо) американская армия может провести либо совместно с израильскими военно-воздушными силами, либо операцию на себя полностью возьмет Израиль. Предсказать результат таких ударов совсем не сложно: иранская ПВО вряд ли сумеет оказать сопротивление — и наземная инфраструктура обоих ядерных объектов будет уничтожена. Если в операции задействуют американские бомбардировщики B-2 и противобункерные авиабомбы GBU-57, тогда заметный ущерб будет нанесен и их подземной части.
В своей стратегии обороны против возможных атак Иран всегда делает упор на ответном ударе по США и Израилю. Правда, за последний год возможности иранских властей заметно сократились. Одни их союзники — ливанская «Хезболла» — понесла серьезные потери в результате израильского вторжения. Другие — режим Башара Асада в Сирии — и вовсе перестали существовать.
Поэтому, обдумывая возможный ответный удар, Тегеран будет рассчитывать прежде всего на собственные силы, а не региональных партнеров. Тем не менее у Исламской Республики все равно остается достаточно опций, к которым Иран может прибегнуть в самых разных комбинациях.
Вариант первый: ответный удар по Израилю
Логичным ответом Тегерана на возможную совместную операцию американских и израильских военных могут стать удары по территории Израиля. Тем более, что в 2024-м году иранские ракеты и беспилотники уже дважды атаковали страну (хотя нанесли лишь ограниченный урон). Так, во время второй операции Иран задействовал примерно 200 баллистических ракет, некоторые из которых пробили израильскую систему ПВО — и повредили вспомогательные постройки на военной базе «Неватим».
Конечно, в предыдущих ударах по израильской территории Тегеран не продемонстрировал весь свой военный потенциал. Однако Израиль остается одной из самых защищенных территорий с точки зрения ПВО, а значит — сложной целью для иранского ответа. Поэтому ответный удар по Израилю вряд ли стоит рассматривать как основной сценарий развития событий.
Вариант второй: удар по американским военным базам на Ближнем Востоке
Военные базы США расположены в самых разных частях региона: в Бахрейне, Египте, Ираке, Израиле, Иордании, Кувейте, Катаре, Саудовская Аравии, Сирии и Объединенных Арабских Эмиратах. По состоянию на конец 2024 года, общая численность американских военных на Ближнем Востоке оценивалась примерно в 40 тысяч человек.
Такие базы уже неоднократно атаковали проиранские силы. В январе 2024-го иранский дрон, который из Ирака запустила шиитская группировка, пробил ПВО военной базы в Иордании. Тогда погибли трое американских военных.
В январе 2020-го после убийства иранского генерала Касема Сулеймани по приказу Дональда Трампа военно-космические силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) нанесли удар по двум американским объектам в Ираке. Контузию получили более 100 человек.
Военные базы США на Ближнем Востоке выглядят одной из наиболее вероятных мишеней для ответного иранского удара. Они рассредоточены по всему региону — и это осложняет их оборону. Прошлый опыт показал, что пробиться через ПВО американских военных объектов куда проще, чем проникнуть через плотную и многослойную систему обороны Израиля. Главная угроза в случае такого удара — это неизбежный ответ со стороны ВВС США.
Вариант третий: удар по союзникам США
Согласно концепции асимметричной войны, которой придерживается Иран, американские союзники могут стать средством давления на Вашингтон. Поэтому Тегеран может нанести ответный удар по Саудовской Аравии, Кувейту, ОАЭ, Катару, Бахрейну или Ираку.
Иран неслучайно уже предупредил страны региона, что будет рассматривать любую поддержку возможной операции США как враждебный акт. Включая использование воздушного пространства или территории этих государств американскими военными.
Совсем недавно Тегеран наладил отношения с Эр-Риядом — и на этом фоне Саудовская Аравия держалась подчеркнуто нейтрально во время обмена ударами между Израилем и Ираном в 2024-м году. Вряд ли иранская сторона в своей и без того непростой ситуации захочет намеренно портить отношения с арабскими странами Персидского залива, с которыми Тегерану совсем недавно удалось добиться относительной нормализации. Поэтому атакам могут подвергнуться лишь американские военные базы на территории этих государств. Удар по другим объектам станет явным повышением ставок в конфликте, возможным только при особых обстоятельствах.
Вариант четвертый: перекрытие Ормузского пролива
В последние десятилетия Иран регулярно угрожает перекрыть Ормузский пролив в случае американской агрессии. Этот коридор — ключевой для мирового рынка углеводородов. Через него проходит примерно 1/6 мировой нефти и 1/3 сжиженного газа. Такой шаг может серьезно дестабилизировать экономическую ситуацию во всем мире. Ходить за примерами далеко не надо: йеменские хуситы, имея куда меньшие ресурсы, успешно препятствуют проходу коммерческих кораблей через Красное море.
Проблема с этим вариантом в другом. От Ормузского пролива сегодня зависит прежде всего Китай, а не США: по этому маршруту проходит около половины всей импортируемой КНР нефти. Такой шаг лишь косвенно навредит интересам США, но при этом испортит отношения с Пекином — главным торговым партнером Тегерана.
Перекрытие Ормузского пролива — шаг с далеко идущими последствиями для мировой экономики, который Ирану довольно легко исполнить. Тем не менее из-за интересов Китая такой вариант остается не самым вероятным.
Вариант пятый: арест граждан США в Иране
Использование иранцев с двойным гражданством в качестве заложников — привычная тактика для Исламской Республики. После революции 1979 года в США сложилась большая иранская диаспора, многие представители которой не теряют связи со своей родиной. Поэтому в стране проживает много людей с двумя гражданствами, американским и иранским.
Власти Ирана часто используют их в политических целях. Обладателей американского гражданства арестовывают, чтобы затем обменять на задержанных в США иранцев, важных для режима в Тегеране. Или для давления на Вашингтон. В 2023-м году власти Ирана освободили пять американских граждан в обмен на разморозку шести миллиардов долларов в банках Южной Кореи.
Такой вариант выглядит наиболее безболезненным для Ирана: власти будут действовать в собственной юрисдикции против людей, которые не способны дать отпор. Впрочем, особого эффекта от такой меры ждать тоже не стоит. Вряд ли арест нескольких американских граждан станет большим ударом для администрации Трампа.
Вариант шестой: покушения на граждан США и Израиля по всему миру
В прошлом Тегеран уже неоднократно отвечал на действия Израиля и США атаками на дипломатические объекты этих стран или их граждан в разных точках мира. Наиболее известные примеры — взрывы казарм американских и французских миротворцев в Бейруте в 1983-м и израильского посольства в Буэнос-Айресе в 1992-м.
Однако в последние время Ирану все реже удавалось успешно проводить такие операции. Силы безопасности Израиля и США научились предотвращать такие угрозы. В 2022-м иранские спецслужбы пытались организовать покушения на израильских граждан в Турции, но потерпели неудачу.
Иранская сторона действительно может обратиться к терроризму — и учитывая огромное количество потенциальных целей, такой сценарий может стать одним из наиболее болезненных для противников Тегерана.
Вариант седьмой: создание ядерного оружия
Дискуссии о необходимости вернуться к разработке ядерного оружия активизировались в Иране еще в 2024-м году. С новой силой они вспыхнули уже после угроз американского президента. 6 апреля депутат иранского парламента (Меджлиса) Мохаммад Касим Османи заявил, что у его страны нет иного способа защитить себя, кроме как создать ядерное оружие.
Довольно вероятно, что Тегеран может воспринять потенциальные удары Израиля и США как точку невозврата — и перестанет ограничивать себя в вопросе разработки ядерного оружия. Однако возможные атаки на ключевые ядерные объекты отбросят страну на несколько лет назад в технологическом плане. Восстановление атомной инфраструктуры займет не один год. Тем не менее в долгосрочной перспективе разработка Ираном ядерного оружия может стать одним из наиболее тревожных вызовов для безопасности и стабильности на Ближнем Востоке.
Отдел «Разбор»
Ядерная сделка
Соглашение под названием «Совместный всеобъемлющий план действий» заключили в июле 2015 года. С одной стороны соглашение подписал Иран, с другой — США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия. Документ оговаривал, до какого предельного уровня Иран может обогащать уран и какие запасы обогащенного урана хранить. Параметры определили так, чтобы Иран мог развивать ядерную энергетику, но не мог создать ядерное оружие. С Ирана в обмен на обязательство выполнять условия сделки сняли санкции.
Атаки Ирана по Израилю
Ассиметричная война
Согласно этой концепции, Тегеран не вступает с Израилем и США в гонку вооружений, пытаясь догнать страны по количеству и качеству самолетов, танков и ракет. Вместо этого Иран сосредоточился на тех сферах, где Исламская Республика может соперничать с этими странами. Так, он не тратит огромные ресурсы на создание больших военных кораблей и авиации. Вместо этого Иран сконцентрировался на развитии «москитного флота» (быстрых и маневренных катеров), ракетной программы и беспилотников.
Ормузский пролив
Соединяет Персидский с Оманским заливом, и далее с Аравийским морем и Индийским океаном.
Исламская революция
Привела к свержению шаха Мохаммеда Резы Пехлеви — и установлению Исламской Республики под руководством аятоллы Рухоллы Хомейни. Революция объединила самые разные политические и религиозные силы, которые были недовольны авторитарным режимом шаха, его прозападной политикой, репрессиями и социальным неравенством.
Массовые протесты, забастовки и уличные столкновения охватили страну в 1978–1979 годах. В феврале 1979 шах покинул Иран, а Хомейни вернулся из изгнания и возглавил новое исламское правительство. Революция кардинально изменила политическую систему Ирана, установив теократическую власть и разорвав отношения с Западом.
Теракт в Бейруте
23 октября 1983 года два смертника на грузовиках с взрывчаткой атаковали здания, где размещались миротворцы из США и Франции — часть международных сил в Ливане.
В результате теракта погибли 241 американских и 58 французских миротворцев. Ответственность за нападение взяла на себя шиитская организация «Исламский джихад», тесно связанная с «Хезболлой». Иран активно поддерживал, обучал и финансировал обе группировки.
Теракт в Буэнос-Айресе
Произошел 17 марта 1992 года. Тогда смертник на фургоне с взрывчаткой атаковал израильское посольство в Аргентине. Взрыв уничтожил здание посольства и соседние постройки, убив 29 человек и ранив еще 200. За атакой стояла «Хезболла», которая действовала при поддержке Ирана.
Дискуссии о разработках ядерного оружия в Иране
Разведданные США, собранные в последние месяцы работы 46-го президента США Джо Байдена, показали, что Иран изучает более короткий путь разработки ядерного оружия, который займет «месяцы, а не год и больше». На этом фоне высокопоставленные военные Ирана призвали отменить фетву, запрещающую разработку ядерного оружия.